Главная страница Каталоги Статьи
Митниця повернулася до схем 1990-х
Как известно, весной на таможне началось переформатирование схем, связанных с растаможиванием импортируемых товаров. В результате "растаможка" поначалу практически остановилась.
Причиной послужило неофициальное требование со стороны руководства Гостаможслужбы увеличить взимание таможенных платежей более чем в два раза.
Например, если до этого субъект ВЭД платил за "растаможку" машины 40 тысяч гривен в бюджет и $5 тысяч "модным" фирмам, то с середины марта за такую же машину таможня стала требовать заплатить в бюджет 90-95 тысяч гривен - больше, чем ранее по обоим направлениям.
"Модные" же фирмы перестали функционировать, что и привело к коллапсу.
Со временем дым рассеялся, и ситуация прояснилась. Конечно, сегодня большинство импортеров указанный выше завышенный тариф не платит. Под такой тариф попадают только те, кто завозит и растаможивает товар самостоятельно.
Большинство же завозит товар через несколько оставшихся на рынке фирм, помогающих растаможить его дешевле. Возможности у этих фирм скромнее, чем у тех, которые были подконтрольны тому же Юре Енакиевскому, однако они могут помочь завезти машину с уплатой 60-70 тысяч гривен в бюджет.
Их услуги стоят гораздо меньше, чем услуги предшественников, поэтому импортер может потратить на "растаможку" вместо прежних $10 тысяч где-то $11 тысяч.
При этом бюджетные поступления действительно существенно - хотя и не на 50% - выросли. Поговаривают, что причины этой метаморфозы заключаются в том, что прежняя стройная система была полностью разрушена.
На самом верху якобы поняли, что вместо существовавшей системы наполнения и поднятия "чемодана" вполне могут обойтись непосредственно освоением бюджетных средств: и выглядит все легально, и контроль надежнее.
Соответственно, руководству Гостаможслужбы дали отмашку централизованно "чемодан" не наполнять, а направлять все в бюджет.
Сказано - сделано. Правда, при этом обнаружилась другая проблема. Прежде именно из "чемодана" кормились не только работники Гостаможслужбы по всей вертикали, но и другие заинтересованные структуры: СБУ, прокуратура, МВД. Теперь же этот источник иссяк, и людям предложили жить на одну зарплату.
Скажем, руководство Таможни такую потерю пережить смогло. Да, возможно, какие-то неприятные потери оно и понесло, однако у него осталась возможность самостоятельно тягать товар через "дырки в заборе" или помогать с этим делом.
Как минимум, это дает возможность частично восполнить потери. Разумеется, имеют возможность зарабатывать и руководители других важных ведомств. А вот руководителям среднего звена и региональных таможен было предложено жить на одну зарплату без каких-либо альтернатив.
В итоге, очень скоро именно на этом уровне стали появляться инициативные люди, готовые поспособствовать - вместе с коллегами из профильных органов - в более дешевом ввозе товаров, например, путем подмены кода ввозимого товара. Везет, к примеру, человек кондиционеры, а ему их предлагают оформить как укроп.
То есть вырисовалась еще одна схема ввоза товара. Она, конечно, более рискованная (сверху могут накрыть), зато сулит большую прибыль.
В целом же ее применение означает возврат к более "демократичным" временам работы Гостаможслужбы, которые пришлись на конец 1990-х - начало 2000-х годов. А это, видимо, значит, что в ближайшем будущем можно ожидать скандалов с разоблачением нерадивых таможенников, работающих на местах.
Андрій Вишинський, журналіст http://www.epravda.com.ua/columns/2012/05/30/324906/
Комментировать статьи могут только зарегистрированные пользователи. Перейти к регистрации